Методические рекомендации по
выполнению различных типов заданий
ЗАДАНИЯ
С ВЫБОРОМ ОТВЕТА
Можно
рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий с выбором
ответа. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос или
требование, установить к какой области содержания относится вопрос
(требование), и актуализировать соответствующую информацию, попытаться
сократить объем необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия),
проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный и проверить
его правильность.
Вообще,
возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых,
проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных
вариантов ответа применительно к условию и требованию. Возможен также анализ с
целью отсечения заведомо неверных вариантов ответа и нахождения единственного
правильного варианта. Выбор пути выполнения конкретного задания определяется
особенностями мышления конкретного человека, глубиной его знаний и степенью
развития предметных и общеучебных умений.
Рассмотрим
несколько разновидностей заданий с выбором ответа, выделенных по проверяемым
критериям.
I.
Задания на
распознавание понятия по существенным признакам.
Именно такие
задания довольно часто предлагаются в различных аттестационных
тестированиях учащихся.
Пример 1.
Образец
поведения, признанный целесообразным для людей определенного статуса в
конкретном обществе, называют
1)
социальным престижем
2)
социальным положением
3)
социальной адаптацией
4)
социальной ролью
В тексте
данного задания дается определение понятия «социальная роль». Если
вы не помните его в целостном,
готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные операции:
1) выявить
область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в
нашем случае речь идет об образце поведения человека, следовательно, понятие
относится к социальным отношениям;
2) выявить в
условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это образец
поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса;
3) сократить
область знания до конкретной проблемы: в нашем случае ограничиться социальным
положением (статусом) человека;
4)
актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа и выбрать правильный:
искомый ответ – 4) роль.
Осталось
проверить правильность выбранного ответа, проанализировав еще раз все иные
варианты.
Задание в
примере 2 аналогично предыдущему, только в условии дано не определение, а
несколько существенных признаков понятия.
Пример 2.
Направленность
на получение и постоянное обновление теоретического систематизированного
достоверного знания о сущности природных и социальных фактов и провесов
свойственна
1)
искусству
2)
науке
3)
морали
4)
религии
Алгоритм
выполнения данного задания, в принципе, тот же, что и в предыдущем случае:
1)
выявить область обществоведческого знания, понятие из
которой требуется
определить: в нашем случае речь
идет об областях культуры;
2) выявить в
условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае: это направленность
на получение и постоянное обновление знаний, системность и достоверность
получаемых знаний, теоретический характер знания, знание о сущности фактов и
процессов;
3)
актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа (соотнести известные
признаки искусства, религии, науки и морали с выявленными из условия) и выбрать
правильный ответ. В нашем случае правильный ответ – 2) наука.
____________________
Источник: Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание 2013. - М.: "Интеллект-Центр", 2013, стр.6-7
____________________
Источник: Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание 2013. - М.: "Интеллект-Центр", 2013, стр.6-7
Комментариев нет:
Отправить комментарий