четверг, 25 октября 2012 г.

Готовимся к ГИА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ!


Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА

Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных  действий при выполнении заданий с выбором ответа. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос или требование, установить к какой области содержания относится вопрос (требование), и актуализировать соответствующую информацию, попытаться сократить объем необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный и проверить его правильность.
Вообще, возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию. Возможен также анализ с целью отсечения заведомо неверных вариантов ответа и нахождения единственного правильного варианта. Выбор пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления конкретного человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.
Рассмотрим несколько разновидностей заданий с выбором ответа, выделенных по проверяемым критериям.

I.                   Задания на распознавание понятия по существенным признакам.

Именно такие задания довольно часто предлагаются в различных аттестационных
тестированиях учащихся.
Пример 1.
Образец поведения, признанный целесообразным для людей определенного статуса в конкретном обществе, называют
1)      социальным престижем
2)      социальным положением
3)      социальной адаптацией
4)      социальной ролью

В тексте данного задания дается определение понятия «социальная роль». Если
вы не помните его в целостном, готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные операции:
1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в нашем случае речь идет об образце поведения человека, следовательно, понятие относится к социальным отношениям;
2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса;
3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае ограничиться социальным положением (статусом) человека;
4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа и выбрать правильный: искомый ответ – 4) роль.
Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанализировав еще раз все иные варианты.
Задание в примере 2 аналогично предыдущему, только в условии дано не определение, а несколько существенных признаков понятия.
Пример 2.
Направленность на получение и постоянное обновление теоретического систематизированного достоверного знания о сущности природных и социальных фактов и провесов свойственна
1)      искусству
2)      науке
3)      морали
4)      религии

Алгоритм выполнения данного задания, в принципе, тот же, что и в предыдущем случае:
1)      выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется
определить: в нашем случае речь идет об областях культуры;
2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае: это направленность на получение и постоянное обновление знаний, системность и достоверность получаемых знаний, теоретический характер знания, знание о сущности фактов и процессов;
3) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа (соотнести известные признаки искусства, религии, науки и морали с выявленными из условия) и выбрать правильный ответ. В нашем случае правильный ответ – 2) наука.
____________________
Источник: Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание 2013. - М.: "Интеллект-Центр", 2013, стр.6-7

Комментариев нет:

Отправить комментарий