Как работать
с заданиями на выбор ответа
Задание такого типа предполагает вопрос и несколько
(как правило, четыре) вариантов ответа. Один из них – правильный.
Совет. Внимательно читайте задание, так как не всегда
предполагается выбор правильного ответа. Задание может быть сформулировано так:
«зачеркните лишнее», «какое событие не
является/не относится», «выберите
неправильный ответ».
Вот несколько примеров таких заданий.
1. В каком году произошло Крещение Руси?
1) 988 г .
2) 882 г .
3) 862 г .
4) 1054 г .
2. Кто являлся современником Екатерины II?
1) А.Д.Меншиков
2) Ф.С.Рокотов
3) Феофан Прокопович
4) Э.И.Бирон
3. Что считается важнейшим последствием отмены
крепостного права?
1) расширение внутреннего рынка
2) получение крестьянами личной свободы
3) возможности для начала модернизации экономики
4) формирование рынка рабочей силы для промышленности
4. Кто из названных деятелей не разрабатывал проекты
реформ государственного управления в XIX в.?
1) А.Х.Бенкендорф
2) М.М.Сперанский
3) М.Т.Лорис-Меликов
4) П.И.Пестель
5. К какому понятию относятся эти описания: коренное,
качественное изменение; резкий переход от старого к новому; переломный,
поворотный период в жизни общества и государства?
1) эволюция
2) реформы
3) прогресс
4) революция
Как видите, задание 1 предполагает конкретные знания:
Крещение Руси произошло в 988 году.
В большинстве случаев выбор правильного ответа
потребует от вас хорошего знания контекста эпохи, сути явления или события.
Только при условии хороших знаний вы можете использовать метод исключения и
метод ассоциаций для решения заданий подобного рода.
Метод
исключения: надо отбросить заведомо
неправильные ответы.
Метод
ассоциаций: какие образы, сюжеты,
имена, факты «всплывают» в вашем сознании, когда вы читаете варианты ответов?
Например, в задании 2 методом исключения вычеркиваем
А.Д.Меншикова и Феофана Прокоповича (они были яркими представителями эпохи
Петра I), имя Э.И.Бирона прочно ассоциируется с эпохой
императрицы Анны Иоанновны, получившей название «бироновщины». Имя Ф.Рокотова –
уже другая ассоциация: женские портреты, написанные в особой, мягкой, лиричной
манере. Среди них много портретов и самой Екатерины Великой.
При выполнении задания 3 обратите внимание на ключевое
слово «важнейшим». Оно предполагает, что все ответы верны, но только один из них включает в себя все
остальные. Получение личной свободы крестьянами – это, собственно, суть
реформы. Модернизация экономики включает в себя и расширение внутреннего рынка,
и формирование рынка рабочей силы. Таким образом, правильный ответ – 3.
При выполнении задания 4 можно идти «от противного»,
т.е. попытаться вспомнить те имена, которые ассоциируются с преобразованиями,
переменами. Это М.М.Сперанский (составлял проекты по государственному
переустройству при Александре I); П.И.Пестель
(один из лидеров декабристского движения, автор «Русской правды»);
М.Т.Лорис-Меликов (с его именем связывают не только борьбу с революционерами,
но и проект создания выборного законосовещательного органа при Александре III). Таким образом, правильный ответ на этот вопрос –
А.Х.Бенкендорф.
При выполнении задания 5 попробуйте поставить слова в
устойчивые сочетания. Например: «Эволюция человека» - сразу ясно, что это
процесс долгий, значит, не может быть ответом. «Научно-технический прогресс» -
тоже постепенное развитие. Остаются «реформы» и «революция». Здесь уже проще.
Революция совершается, приводя к серьезным переменам. Значит, правильный ответ
на этот вопрос – революция.
Совет.
Согласитесь, что методы исключения и ассоциаций невозможно использовать без
конкретных знаний вообще. Поэтому учите
конкретные даты и события.
_____________________________
Источник: Уткина Э.В. Готовимся к олимпиаде по истории. 8-11 классы. - М.: "Оникс", 2011, с. 6-9
Источник: Уткина Э.В. Готовимся к олимпиаде по истории. 8-11 классы. - М.: "Оникс", 2011, с. 6-9
Комментариев нет:
Отправить комментарий