АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ С1-С6
С1. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста.
- Требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.
Данное задание является необходимым
в логике организации работы с текстом:
- сначала
необходимо уяснить смысл текста как целого;
- выявить
наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста;
- затем уже
извлекать информацию по отдельным аспектам; анализировать и отражать конкретные
идеи текста.
С2. Составное задание на основе
фрагмента оригинального текста.
- Задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.
- Задание непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержания.
- Задания этого типа требуют извлечения из текста необходимой информации, содержащейся в нем в явном виде («Как автор определяет…», «Какие … выделяет автор?» и т.п.)
Задания С2 могут содержать
требования:
- найти в
тексте любые два (три) определения (Объяснения, причины, характеристики и
т.п.);
- найти в
тексте ответы на 2-3 вопроса;
- найти в
тексте доказательства (аргументы и т.п.), которые автор приводит в
подтверждение какой-то идеи;
- заполнить
пробелы в таблице.
С3. Составное задание на основе
фрагмента оригинального текста.
- Задание направлено на преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов, положений текста без привлечения контекстных знаний.
- Данный тип заданий опирается на содержание текста, требуя интерпретации отдельных его положений;
- Данный тип заданий непосредственно опирается на содержание текста. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные (!)
Модели задания
(условия и вытекающих из него требований), используя текст:
- определить,
что является фактом, его причиной и следствием;
- установить
последствия описанного социального явления;
- объяснить
позицию (мнение, точку зрения и т.п.) автора и привести его аргументы
(объяснения, доказательства, примеры и т.п.);
- оценить роль
тех или иных факторов и т.п.
С4. Составное задание на основе
фрагмента оригинального текста.
Это задание
предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение
контекстных знаний
обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального
опыта выпускника.
Модели задания:
·
Используя факты общественной жизни и личный
социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления…
·
Используя содержание текста, знания курса и
личный социальный опыт, приведите три подтверждения… (дайте объяснения)…
·
Используя факты общественной жизни и личный
опыт, подтвердите тремя примерами… (приведите три примера, подтвердите тремя
конкретными примерами)…
·
С опорой на обществоведческие знания и личный
опыт выскажите три предложения…
·
Используя содержание текста, обществоведческие
знания и факты общественной жизни, приведите два примера … и кратко поясните
каждый пример…
·
Используя содержание текста, обществоведческие
знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации…
·
Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста…
(конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенные в тексте
характеристики)…
·
На основе авторского текста сформулируйте три
рекомендации.
С5. Составное задание на основе
фрагмента оригинального текста.
Задание – задача, имеющая, как
правило, самостоятельное развернутое условие – проверяет умение применять
источник социальной информации для решения конкретной проблемы. По сути, данное
задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее
для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни,
практических жизненных ситуаций.
С6. Составное задание на основе
фрагмента оригинального текста.
Задание направлено на использование полученных из текста
знаний в другой ситуации, собственную аргументацию,
формулирование оценочных суждений относительно позиций, предъявленных в
тексте (или сформулированных в опросе к нему). Данный тип заданий предполагает
привлечение знаний обществоведческого курса, элементов личного социального
опыта.
Модели задания:
- Задание на синтез знаний, полученных при изучении курса и положений, содержащихся в источнике, для формулирования комплекса обобщающих суждений. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на несколько поставленных вопросов или выражение и подкрепление ответа требуемым количеством компонентов (принципов, аргументов и т.п.)
- Задание, требующее выражения и аргументации собственного мнения, формулирования оценочных суждений. Оцениваемые элементы ответа – четкое выражение собственной позиции и требуемое количество аргументов, оценочных суждений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий